Сегодня кластеры - это конкурентное преимущество и для бизнеса, и для страны.
Бизнес-гуру Майкл Портер был одним из первых исследователей управленческих методик и приемов выстраивания эффективных межорганизационных связей. Он заметил интересный феномен в США - аномально успешные по определенному типу продукции регионы: Калифорния с виноделием, Кремниевая долина с информационными технологиями, Голливуд с киноискусством, Лас-Вегас с индустрией развлечений, Северная Каролина с мебельным бизнесом - имеют несколько десятков экономических долин. То же увидел Портер в других странах.
Почему географическая концентрация подобных игроков всем дает конкурентные преимущества?
Во-первых, скопление конкурентов притягивает лучших клиентов и лучших специалистов. Во-вторых, информация и идеи распространяются на такой территории очень быстро. В-третьих, эти ячейки привлекают поставщиков, сервисные и финансовые компании с выгодными предложениями. В-четвертых, там есть все возможности для формирования объединений по решению вопросов, актуальных для индустрии в целом, успешной работы образовательных и исследовательских центров. И, наконец, государство готово создавать особые правила на таких аномально успешных территориях.
В фокусе - Латинская Америка
Российские эксперты в 2015 году отправились в учебный тур в Бразилию и Чили, чтобы выяснить, является ли концепция кластеров одним из ключевых факторов успеха этих стран, как она работает и чем отличаются стратегии компаний, входящих в кластер.
Латинская Америка была выбрана для исследования бизнес-кластеров не случайно. Проблемы в бразильской экономике очень похожи на российские: бюрократический госаппарат; коррупция; бизнес-культура, которая держится на персональных связях; ведущие сектора экономики - сельское хозяйство, добыча природных ресурсов и машиностроение. Но есть большое отличие: в Бразилии по сравнению с Россией, ВВП на душу населения в два раза больше и растет значительно быстрее.
К тому же на бразильских экономических форумах регулярно выступает Майкл Портер (также он консультирует бразильское правительство), а слово «кластер» очень часто встречается в местных бизнес-изданиях. Правительство Чили в 2004-2008 годах стратегию своего экономического развития рассматривало исключительно через призму бизнес-кластеров.
Было определено девять кластеров, развитие которых активно поддерживало государство. Результат - почти втрое выше, чем в России ВВП на душу населения.
Во время бизнес-экспедиции в Латинскую Америку эксперты сфокусировались на двух кластерах: производство сахарного тростника в Бразилии и виноделие в Чили.