Среди 82 конкурсных фильмов мало было таких, что позволили бы отвлечься или повеселиться. В большинстве из них говорилось о проблемах тяжелых, запутанных, постыдных.
«За трагическое повествование, предъявившее счет нашей совести»,— с такой формулировкой присудили специальный приз картине Альгиса Арлаускаса о Загорском детском доме-интернате для слепоглухонемых детей. Для этих обездоленных природой ребятишек единственная связь с миром — через прикосновение, через кожу. И оказывается, даже таким способом многое можно человеку передать.
Несколько человек — воспитанников Загорского интерната — с помощью подвижников-энтузиастов, сверхъестественным усилием воли и ума смогли добиться, казалось бы, невозможного: получили высшее образование, защитили диссертации. Теперь они пытаются поделиться приобретенным со своими товарищами по несчастью. Но тут вступает в силу центральный конфликт фильма: конфликт между псевдогуманизмом и гуманизмом истинным.
Нельзя без содрогания слушать учительницу, с глубокой убежденностью доказывающую, что уделом детей-инвалидов должна быть сумеречная жизнь, на которую обрекла их природа. Пусть они получат какую-то примитивную квалификацию, но становиться кандидатами наук, влезать в сферы философии им незачем — таков жестокий смысл ее выступления. Ну, а позиция авторов однозначна: обездоленные природой не должны быть обездолены обществом, обязанным дать каждому конкретному человеку все возможное.
В целом, порадовав обилием хороших фильмов, программа фестиваля оставила тяжелое впечатление — от всего того, что с небывалой прежде откровенностью показал нам документальный экран. И в связи с этим хочется сказать: да, смотреть эти фильмы трудно, но это необходимо, необходимо пережить их, переболеть ими, чтобы освободиться от застарелых недугов и двигаться дальше.