Одним из важнейших шагов в продвижении к совершенствованию владения предметом является одновременное с изучением теоретической части освоение манипуляторного уровня предмета.
Это могут быть новые символы, понятия в их специфическом для данного предмета значении, а иногда и целые последовательности операций, с помощью которых проводятся рассуждения или получаются новые результаты, решаются задачи. Совсем не обязательно при этом доводить до полной ясности смысл манипуляторных операций, реализуемых в изучаемом предмете. Иногда этот смысл может быть окончательно понят только после освоения их практического использования.
При таком изучении нового предмета предполагается многократное возвращение к одним и тем же операциям и символам, раньше, чем будет полностью осознано их происхождение и значение в общей структуре предмета. Многократное употребление символов и операций, используемых в предмете, будет способствовать их свернутому представлению в субсистеме А и применению в сложных умозаключениях, необходимых для глубокого понимания общего смысла предмета и его соотношения с другими областями науки, описывающей общую картину мира.
Изложенные рекомендации по изучению нового предмета дают неполную картину всего процесса. Важные аспекты этого процесса, которые также желательно учесть, связаны с индивидуальными особенностями интеллекта человека, изучающего новый предмет, его привычками к усидчивой работе, посвященной усвоению нового, начальным уровнем знаний, относящихся к изучаемому предмету и многим другим факторам.
Разнообразие условий и их сочетаний, от которых зависит скорость прогресса в приобретении новых знаний превращает такую задачу в творческую и делает ее одновременно трудной и интересной.
Важно с самого начала иметь или приобрести уверенность в достижении намеченной цели. В этом может помочь
рациональное распределение времени и усилий, затрачиваемых на регулярные занятия с книгами, решение задач, продумывание, а часто и весьма желательное практическое использование новых знаний.
Одним из важных условий выбора оптимальной стратегии и тактики продвижения в новом и трудном для усвоения материале является ограничение количества материала, предназначенного для изучения на одном занятии, и такое распределение занятий во времени, когда за время перерыва между занятиями забывается не более 20% вновь изученного материала.