Определенные психологические особенности присущи также людям, легко попадающим в сети культов и сект.
Наиболее характерным для таких людей является отсутствие глубоко и критически продуманного смысла жизни, согласованности в структурах их психики представления внутреннего и внешнего мира, единства и взаимосвязанности психических структур субсистем А и Б. Часто более подверженными влиянию сект оказываются люди, перенесшие какие-то психические травмы, люди с неустойчивым состоянием психики, эмоционально лабильные, неустроенные в жизни, в профессии, в семье.
Для вербовки в секту новых членов их представители пользуются весьма эффективными приемами. Роль «ловцов новых душ» поручается членам секты, отличающимся более высокими способностями общения с другими людьми, способностями к распознаванию психических состояний и характера человека. Само собой разумеется, что такие «ловцы новых душ» выбираются среди тех, кто уже глубоко включен в жизнь секты и является убежденным ее адептом.
Знакомство и первые беседы с предполагаемым новым членом сопровождаются проявлением внимания к его интересам, симпатии к нему. Член секты, привлекающий в нее нового человека, апеллирует к смыслу жизни, ее ценностям. Новому члену обещают любовь, свободу от тягостных жизненных пут и другие духовные и материальные блага. Иногда во время такой беседы вербуемый человек впервые в жизни встречается со столь благожелательным отношением к себе, таким глубоким и «искренним» пониманием его интересов.
Суть такого понимания со стороны вербующего человека заключается в том, что он демонстрирует полное согласие с первоначальной позицией вербуемого человека и ее поощрение. Используются также обещания различных достижений и благ. Наиболее часто новому члену обещают излечение от всяких недомоганий и болезней. Свою настоящую цель — вовлечение в секту ее члены осуществляют после того, как эмоционально новый член секты оказывается в их власти.