В секте часто создается свой собственный мир — с одной стороны примитивный, с другой — насыщенный специфическими для секты обрядами и приемами более глубокого воздействия на психику ее членов.
Создается в секте также специальная терминология, символы, понятия, которые ассоциируются ее членами с определенными ритуалами или вызываемыми ими состояниями человека. Эти понятия формируют особый язык общения членов секты между собой, что также способствует их отрыву от внешнего мира.
Важным приемом являются групповые собрания, церемонии и другие массовые средства индоктринации. Массовость способствует одному из мощных средств внушения — заразительности общего настроения, общих взглядов, эмоций. Используется также прием полного поглощения времени работами и занятиями, так или иначе диктуемыми руководителями секты. Часто такие работы, включающие и физические нагрузки, истощают силы членов секты, вызывают заметное утомление. Это также один из факторов, увеличивающий внушаемость и потерю критического отношения к миру и к доктринам секты.
Внушение и сужение мотивов и интересов обусловливает почти полное погружение некоторых членов секты в ее призрачный мир. Они полностью теряют связь с обычным миром, в котором живут другие люди. Призрачный мир может включать своеобразные галлюцинации и переживания, испытываемые членом секты, как совершенно очевидную реальность.
Такой член секты может жить в непрекращающемся трансе. Это становится заметно даже при первом впечатлении от его манеры говорить (замедленная и часто монотонная речь), двигаться. Еще больше такой транс проявляется в реакциях на объекты, не включенные в жизнь секты. При каких-то внешних обстоятельствах, выходящих за рамки мира, очерченного в секте, такой человек может становиться полностью неспособным к нормальной адаптации к изменяющимся условиям жизни.