Члены секты, глубоко погрузившиеся в ее мировоззрение, стереотипы и правила, становятся ее верными слугами, осуществляющими наиболее ответственные функции в ней.
Вместе с тем бывают случаи, когда для контакта с внешним миром секта использует людей, сохранивших свои собственные критические убеждения (в том числе и по отношению к самой секте). Такие люди работают ради немалой материальной или другой выгоды. Одним из привлекательных преимуществ, обеспечивающих приверженность этих людей к секте, является власть над другими людьми.
Можно предположить, что у членов секты, особенно у наиболее фанатичных ее адептов в процессе включения в ее жизнь и приспособления к ее специфическим порядкам и стереотипам могут перестраиваться и некоторые биохимические механизмы мозга, например затрагивающие системы медиаторов. Такой эффект воздействия особых психических состояний, переживаемых членами секты при выполнении ее обрядов и служб и при следовании образу жизни в секте в чем-то можно сравнить с действием на мозг наркотиков.
Может быть, это является одной из причин необычайной трудности «перепрограммирования» некоторых людей, попавших в секту, и вывода их из состояния зависимости от нее.
Сложность вывода человека из секты, перепрограммирования его, обусловлена еще и тем, что часто воздействие на члена секты производится с помощью глубокого внушения. Уже упоминалось, что некоторые люди, попавшие в секту, находятся в состоянии транса, когда человек теряет контакт с реальным миром, живет в его собственном, через призму которого он воспринимает других людей, не связанных с сектой.
Специалисты знают, насколько сильно и императивно может быть постгипнотическое влияние внушения, произведенного даже не обязательно в состоянии гипноза. У внушаемых личностей такое постгипнотическое внушение может формировать не только отдельные проявления, вырванные из контекста обычного поведения, отдельные действия, но и глубокие убеждения — абсолютно устойчивые, не подверженные фактически никаким влияниям.
Зомбированный человек может полностью находиться во власти человека, внушившего подчинение.
Иногда это может достигаться неким переключением личности. Личность может переключаться между двумя состояниями, одним, как бы нормальным, и другим состоянием, в котором власть приобретает внушивший подчинение человек. Такое переключение представляет собой типичный пример диссоциации личности, достигаемой с помощью гипноза. В сектах эти приемы постгипнотического внушения без какого-либо упоминания о гипнозе или внушении используются весьма широко.