Сегодня в профессиональной ориентации наблюдается переход от изучения требований профессии к человеку, к изучению профессиональных карьер и развития, от констатирующей диагностики специальных способностей к активизации самопознания и процессов самостоятельного выбора.
М. А. Кузнецов рассматривает процесс профессиональной адаптации как педагогическую систему, которой присущи следующие признаки:
- наличие компонентов, составляющих процесс социально-профессиональной адаптации;
- их функциональные взаимосвязи, которые определяют положительный конечный результат;
- достижение конечного результата (сформированности профессиональной направленности с помощью педагогических средств).
К перечисленным признакам системы следует отнести показатели и критерии эффективной адаптации: адаптированность в сфере социально-экономической активности, где человек приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности, и мастерства; адаптированность в сфере личных отношений, установление эмоционально-насыщенных связей с другими людьми, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.
Критериями адаптации является время, затраченное на усвоение новых норм, и сам характер новых усвоенных способов профессионального поведения; «темпы адаптации» (скорость и интенсивность протекания процесса во времени); «уровень адаптации» (степень ее полноты и глубины); «устойчивость адаптации» (степень ее прочности и длительности сохранения); степень удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе.
Одним из критериев социально-профессиональной адаптации учащихся может также служить показатель проявления активности человека. Она проявляется как инициатива, как «свободная активность», включает поиск средств и условий удовлетворения потребности в деятельности с постоянным расширением круга жизненных занятий, дел, общений. Э. Фромм внешнюю активность соотносит с занятостью, а внутреннюю — с продуктивным использованием своих человеческих потенций. «Внешняя носит адаптивный характер, является отчужденной, личностно-пассивной, в то время как внутренняя активность инициативна, способствует личностному развитию». То есть личность можно рассматривать как закрытую, так и открытую систему.
В отечественной и зарубежной психологии и педагогике доминирует позиция об «открытой» личности с большим числом социальных связей и свойств. Однако, чтобы представить человека как неповторимую индивидуальность, следует обратиться к личности как замкнутой, закрытой системе. В индивидуальности, пишет Б.Г.Ананьев, «как бы замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности с множеством противоречивых ролей, субъекта различных деятельностей.
В такой относительно замкнутой системе, «встроенной» в открытую систему взаимодействия с миром, образуется определенное взаимосоответствие тенденций и концепций человека, самосознание и «Я»-ядро человеческой личности». Механизмом диалектической связи этой закрытости и открытости человеческой личности и одновременно ее результатом выступает общение и обособление.
Источник: http://www.auto-online.ru/