А. М. Смолкин различает имитационные (игровые: деловые игры, деловое проектирование и т.п. и неигровые: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач) и неимитационные методы. Е. А. Литвиненко и В. И. Рыбальский, предлагая виды неимитационных занятий по сути рассматривают традиционные методы обучения, но за счет использования технологии проблемного обучения наполняют их новым содержанием.
Появление игрового метода обучения связано с требованиями повышения эффективности образования за счет активного включения учащихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет активной жизненной позиции обучающихся — от роли игрока — до соавтора игры. Игровой метод связан с определенней роли и ее принятием, которое осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Согласно Г. Форвергу человек может принимать роль через:
- присвоение внешних черт поведения;
- присвоение норм поведения;
- присвоение социальных задач, стоящих перед ролью.
Игры условно разделяют на три основные категории: оргдеятельностные, деловые, ролевые. Наиболее сложным, но популярным методом активного обучения является деловая учебная игра — "форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики". Условия ее реализации приближены к реальной служебной (трудовой) деятельности.
В ходе деловой игры используются дискуссионные методы, которые позволяют уйти от эгоцентрического мышления, учат вставать на точку зрения другого, дают эмоциональный импульс в поисковой активности учащихся и реализуются в конкретных действиях. Дискуссия стимулирует творческую активность и побуждает к высказыванию собственной позиции, к ее защите. В процессе дискуссии у учащихся вырабатывается собственное мнение и происходит осознание многообразия точек взглядов и позиций.
Одним из методов активного обучения является социально-психологический тренинг, основанный на методах групповой работы, в ходе которого происходит овладение знаниями социально-психологического характера и корректируется поведение. В настоящее время активно используется электронное обучение через интернет. В процессе тренинга формируются навыки межличностного взаимодействия, развивается способность к рефлексии и умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение.
Как видим, современные формы и методы активного обучения привносят в образовательный процесс новые, нетрадиционные партнерские отношения между педагогами и учащимися. В их основу заложен деятельностный подход, раскрытый в трудах психологов П.Я. Гальперина, А.Н, Леонтьева, Н.Ф. Тальзиной, который предполагает максимально возможное включение обучающихся в различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему заданий с помощью специально созданных средств обучения.
Источник: http://www.src-master.ru/remote/scorm.php