Одним из основных способов получения знаний об обучающихся является метод наблюдения. Различают непосредственное, и опосредованное наблюдение. Непосредственное проводит, как правило, сам исследователь (преподаватель, куратор группы, заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог), непосредственно наблюдая за исследуемым объектом.
При этом важен характер отношения наблюдателя к происходящему — наблюдение может быть явным (открытым) или скрытым (причастным или непричастным).
Важным методом изучения учащихся и студентов юношеского возраста является беседа. Личный контакт позволяет не только глубже понять мотивы респондента, его позицию, но и оказывать непосредственное влияние на собеседника убеждением и внушением. Непосредственный контакт требует от исследователя определенных личностных качеств, умение расположить к себе другого человека, установить атмосферу доверия и искренности, сотрудничества. Предварительно исследователь определяет проблему беседы, способы реализации, круг участников, место, время, тип беседы, способы оценки результатов.
Беседа должна проходить в различных формах и интонациях, зависящих от конкретных обстоятельств, но в любом случае вести разговор тактично, доброжелательно. Нужно выражать личное отношение к факту содеянного, но не к обучающемуся. Следует помнить, что беседа — это непосредственное межличностное общение, поэтому с полученными данными необходимо обращаться крайне осторожно, соблюдая принцип «не навреди». В беседе закладываются основы для проведения дискуссий, происходит пробуждение интереса к проблеме и готовность ее обсуждать.
Опрос и интервью. Примером может служить опрос обучающегося по фактам его биографии, где варианты суждений невозможны. Названный метод предполагает четкую постановку вопросов по одной или нескольким проблемам, где опрашиваемому представляется минимум свободы выбора вариантов ответов. Интервью, наоборот, предполагает свободное высказывание множества мнений и суждений в оценке явлений, событий и фактов, их самостоятельную интерпретацию отвечающим.
Анкетирование. Основным условием эффективности анкетирования является точная формулировка конкретной цели и задач его применения в соответствии с ситуацией; это определяет содержательную направленность анкеты, вычленяет ее узловые моменты. В противном случае выводы могут оказаться неверными. Анкеты могут быть личными и анонимными. Вопросы должны быть сформированы ясно и конкретно.
Тестирование. По направленности тесты классифицируют:
а) тесты достижений, когда па основе результатов выполнения заданий судят об уровне овладения определенным материалом;
б) тесты способностей, которые позволяют судить не только о результатах в освоении определенных знаний, умений, навыков, но и об общих предпосылках освоения определенного уровня развития.
Обобщение независимых характеристик. Если это касается исследования личности обучающихся, то информация содержится в его документах, подаваемых при поступлении в училище, колледж, вуз: аттестат; медицинские документы (формы); школьные характеристики (по запросам образовательного учреждения); фактические данные (сведения о родителях).
Метод создания преднамеренных ситуаций. Педагог, куратор или психолог специально создают такие ситуации, в которых интересующие их явления рельефнее обнаруживают свои основные признаки.
На основе проведенного анализа форм и методов, используемых в психолого-педагогической деятельности, можно сделать вывод, что необходимо комплексное их применение (с подбором необходимых) в зависимости от конкретных целей и задач каждого этапа, направления адаптационной работы и от индивидуального типа дезадаптации обучающихся.
Центр повышения квалификации в Санкт-Петербурге МИПКИ приглашает специалистов на программы переподготовки по различным программам (проектирование зданий, строительство, управление персоналом и др.). Возможно дистанционное обучение.