Результаты констатирующего эксперимента, проведенного со школьниками 9-х классов (выборка составила 173 чел.), показали: отсутствие жизненной перспективы, склонность к материальному иждивенчеству, отчужденность от окружающих, недостаточное развитие коммуникативных навыков, отсутствие навыков ледового общения.
К основным трудностям профессионального самоопределения подростков относятся: недостаточный уровень самопознания, слабая ориентация в выбираемой профессии, неадекватная самооценка, узость круга интересов, социальный инфантилизм. Все это затрудняло взаимодействие с социальной средой, приводило к отклонениям в поведении. Несмотря на сделанный выбор направления дальнейшего обучения, намерения выпускников неполной средней школы неустойчивы, мало осознаны.
Низкий уровень профессиональной направленности (характер и сила выраженности профессиональных мотивов и профессиональных интересов) определяется преобладанием материальных мотивов выбора профессии или косвенных мотивов - влияние со стороны окружающих, близкое месторасположение образовательного учреждения и др.
Выявленные затруднение привели к необходимости организации непрерывной работы по профессиональной адаптации обучающихся, направленной на повышение осознанности профессионального самоопределения, расширение социального опыта средствами реализации активности учащихся в деятельности по интересам, развитие отношений делового сотрудничества с окружающими, коммуникативных качеств, навыков волевой саморегуляции, формирование положительной установки на успех.
Результаты изучения выпускников профессиональных образовательных учреждений, закрепляемости их на производстве определили круг основных проблем, частичное предупреждение которых находится в организации целенаправленной, комплексной адаптационной работы на основе интеграции форм и методов групповой и индивидуальной поддержки учащихся и студентов в учебном процессе и внеучебной деятельности.
Будущая профессиональная деятельность выпускника профессионального образовательного учреждения задает содержание и формы работы по самоопределению и адаптации учащихся. В целях построения образовательного процесса, ориентированного на формирование социально-профессиональной адаптации обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, считаем необходимым создание образовательно-воспитательной среды развивающего типа, способствующей снятию барьеров адаптации и развития социально значимых и профессионально важных качеств обучающихся.