Главная страница Карта сайта Контакты

Опросы

Довольны ли вы учебой?
 Да, конечно!
 Нормально
 Многое не устраивает
Голосовало : 2139

RSS / MAP


RSS - международный формат, специально созданный для трансляции данных с одного сайта на другой. 
Используя готовые экспортные файлы в формате RSS, вы можете разместить на своей странице заголовки и аннотации сюжетов наших новостей. 
Кроме того, посредством RSS можно читать новости специальными программами - агрегаторами новостей - и таким образом оперативно узнавать 
об обновлениях нужных сайтов.
Google SiteMap

Первый этап реализации модели

Первый этап реализации модели психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся 9-11-х классов включал в себя два направления: психолого-педагогическую помощь в формировании готовности к определению дальнейшей перспективы обучения и подготовка к адаптации в новых условиях обучения и коллектива.

В процессе первичного профессионального самоопределения подростков осуществлялась групповая и индивидуально ориентированная работа, включающая в себя:

- организацию информационного пространства, позволяющего абитуриентам получить максимум сведений о профессиях, уровнях образования, перспективах продолжений учебы, дальнейшей переориентации; консультирование по вопросам выбора конкретной профессии (например, специалист по бетонным работам, геологии, технике и т.п.) или специальности, ее статуса на рынке труда и др.;

- организацию индивидуальной консультативной помощи, связанной с принятием осознанного профессионального выбора. Основной задачей профконсультанта в зависимости от ситуации является либо сужение поля выбора профессии, либо расширение круга поиска на основе анализа интересов, возможностей и индивидуальных особенностей подростков. В процессе индивидуальной работы использовались данные профессиограмм (психограмм). Для активизации профессионального самоопределения и проявления самосознания подростков осуществлялась работа со «схемой анализа профессий» (адаптированный Н.С. Пряжниковым вариант «формулы» профессий Е.А. Климова). Проводилось составление психологического портрета учащегося на основе результатов диагностики (профессиональных склонностей, познавательных процессов, обучаемости, индивидуальных особенностей). Работа направлена на соотнесение подростком собственных качеств с требованиями профессии, выявление возможных сложностей в ос­воении профессии, обсуждение возможностей переориентации на другую деятельность;

- организация трудовых проб для подростков, первично определившихся с профессией или специальностью;

- проведение индивидуального собеседования со всеми абитуриентами.

Первая группа учащихся наиболее перспективна в плане обучения и социально-профессиональной адаптации, поскольку они мотивированы на получение профессиональных навыков. Вторая группа — обучаться могли, однако профессиональных интересов не проявляли, поскольку выбрали профессию не по собственному желанию, учились ситуативно, по необходимости, не имели мотивационных установок на получение профессии и дальнейшую работу. Третья группа показала адекватный профессиональный выбор и хорошую мотивацию к освоению профессии и низкий уровень обучаемости. Четвертая группа учащихся характеризовалась низким интеллектуальным потенциалом в плане обучения и неадекватным профессиональным выбором, профессиональные перспективы учащихся неблагоприятны.

К 1-й и 3-й группам относятся учащиеся с выраженным желанием обучаться по конкретной профессии и частичным проявлением социально-профессиональных мотивов и учащиеся с постоянством выбора предпочитаемых видов труда и проявлением социальных мотивов; ко 2-й и 4-й группам относятся учащиеся с индифферентным отношением к труду и неопределенными мотивами, с непосредственным отношением к труду, без осознания социальной значимости трудовой деятельности, подростки, имеющие желание трудиться, но не по выбранной профессии, и подростки без желания трудиться вообще. Выявлено, что отсутствие положительного отношения к любому виду труда приводит в дальнейшем к невозможности включаться в самостоятельную трудовую деятельность и деловые социальные отношения.

Студенты, отнесенные к подгруппам № 2, 4, 6, 8, нуждались в постоянной психологической поддержке, поскольку чаще всего не могли найти разрешения собственных проблем, проявляющихся на уровне взаимодействия со сверстниками, родителями и окружающими людьми.

По результатам диагностики и на основе собранной предварительной информации создана база данных по отдельным учащимся и учебным группам, определены программы адаптационной работы.

Второе направление первого этапа включало в себя:

- адаптацию поступающих (и родителей) к условиям и требования обучения в профессиональном образовательном учреждении, знакомство с педагогическим коллективом, спе­цификой деятельности кураторов групп; повышение ответственности обучающихся за процесс и результат обучения;

- адаптацию учащихся к системе деловых взаимоотношений и организации образовательного процесса, требований отчетности групп и учащихся, выполнению учебной работы, проявлению самостоятельности в учебной деятельности;

- привлечение учащихся к построению внутри групповых отношений, к совместно организованной, общественно значимой групповой деятельности (помимо учебной) и ин­дивидуальным общественным нагрузкам, проявлению активности в разнообразных видах деятельности (творческой, профессиональной и др.) по интересам.


По совокупности первичных данных и результатов психолого-педагогических наблюдений в первые два месяца обучения выделялась «группа риска» дезадаптивных учащихся 1 -го курса. Среди типов дезадаптации учащихся выявлены: сниженные коммуникативные и интеллектуальные возможности, неадекватный профессиональный выбор, ориентация на внешне одобряемую деятельность и поведение. В зависимости от типа адаптационных затруднений планировалась и осуществлялась индивидуальная или групповая работа с учащимися. Для развития коммуникативных навыков, делового общения, самопознания, социально значимых и профессионально важных качеств, познавательных процессов, обучаемости в учебный план вводились факультативы и спецкурсы. Работали группы развития общеучебных навыков, проводились тренинги толерантного общения и др.

Опубликовано: 28.02.2011 

Страниц: 1
 

   Введите слово для поиска