Второй этап реализации модели психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся включал в себя два взаимодополняющих направления:
1) психолого-педагогическая деятельность по привлечению учащихся к проявлению внутренней активности в учебно-производственной деятельности с целью расширения социального и профессионального опыта;
2) создание условий для побуждения учащихся к осмыслению себя, реального состояния жизни и учебы, имеющихся результатов и достижений, определение ближних и дальних перспектив, принятие ответственности за свою жизнь.
Посетив www.cvartplus.ru, учащиеся могут выбрать любой учебный фильм и приобрести его для повышения уровня образования.
Первое направление второго этапа предусматривало:
1) работу по самореализации учащихся и приобщению их к проявлению активности в любом виде педагогически организованной деятельности;
2) наблюдение за процессом социально-профессиональной адаптации учащихся в образовательном процессе;
3) сравнение и учет индивидуальных изменений мотивации, направленной на профессиональную деятельность, уровня группового взаимодействия;
4) расширение социальных и профессиональных контактов учащихся вне образовательного учреждения;
5) ориентация учащихся на организацию деловых отношений, принятие социальных и профессиональных норм и правил.
Другое направление второго этапа направлено на формирование зрелости обучающихся, проявляемой в интеллектуальном, эмоциональном, социальном и профессиональном аспектах по средством специально организованной психолого-педагогической работы.
Третий этап модели был направлен на подготовку учащихся к трудовой адаптации: для этого проводилась прогностическая оценка выпускников, определялись перспективы трудоустройства и адаптации на рабочих местах; выявлялись особенности адаптации в трудовом коллективе на предприятии; создавались условия для расширения рамок профессионального взаимодействия, реализовывались программы дополнительного профессионального образования по заявкам работодателей на подготовку компетентных специалистов.
Важно, чтобы в каждой конкретной жизненной ситуации, связанной с выбором профессии, партнера по общению, решением проблемы и т.д., обучающийся смог определить множественность выборов, на основе анализа сделать выбор осознанным и принять на себя ответственность за него, объективно оценивать события в своей жизни, изучать и преодолевать реальные трудности, не уходя при этом в психологическую защиту.