Цель обучения второму иностранному языку состоит в формировании социально-достаточной коммуникативной компетенции студентов. Коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность к иноязычному общению на межкультурном уровне.
Коммуникативная, культурологически ориентированная цель обучения представляет собой интегративное целое, включающее лингвистический (языковой), дискурсивный (речевой) и социокультурный компоненты. Содержание лингвистического компонента составляют:
- знания и умения применять в речи фонологические, лексические, грамматические явления и закономерности изучаемого языка.
Дискурсивный компонент предполагает:
- умения реализовать коммуникативные намерения уместными в данной ситуации языковыми и неязыковыми средствами в определенном социокультурном контексте и по отношению к определенному партнеру, представителю иной культуры. В содержание социокультурного компонента входят:
- умение осуществлять межкультурное общение, т.е. строить иноречевое поведение с учетом национально-культурной специфики социумов, говорящих на изучаемом языке.
Задачи изучения второго иностранного языка
На первом году обучения второму иностранному языку закладываются основы владения устной и письменной речью. Языковой материал первого года обучения характеризуется нормативной правильностью и включает наиболее употребительные фонетические, лексические и грамматические явления, различные типы словосочетаний и речевых клише. На первом году обучения (3, 4 семестры) формируются уровни А1, А2 европейского стандарта по видам речевой деятельности. Согласно уровню А1, студент владеет весьма ограниченным запасом простых выражений, позволяющих сообщить информацию о себе, попросить или спросить что-либо.
Уровень А2 дает возможности студенту кратко высказаться на простейшие темы: рассказать о себе, своих повседневных занятиях, изложить просьбу, задать вопрос, а также рассказать о себе и других, используя простейшие грамматические конструкции, заученные слова и словосочетания.
Лексический минимум курса, составляющий 1000-1300 лексических единиц (ЛЕ), включает в себя как стилистически нейтральные ЛЕ, так и элементы обиходно-разговорной речи, а также фразеологизмы. Для пассивного усвоения объем лексического минимума составляет 1500 ЛЕ.