Проблема власти над клиентом. С помощью определенных психотехнологий или эффектных приемов психолог (или психотерапевт) может довольно быстро создать у клиента ощущение, что перед них выдающийся специалист, квалифицированный мастер общения, хорошо знающий ситуацию и проблему клиента.
В целом могут быть выделены следующие основные линии ценностно-нравственных противоречий, которые в перспективе могут стать основой для более четкой типологии (а значит, и осмысления) этической проблематики в психологии.
Это может выражаться в следующих противоречивых линиях: психолог — клиент, психолог — коллеги, психолог — заказчик и др. И опять же необходимо находить хотя бы какие-то точки соприкосновения, а не стремиться усугублять уже имеющиеся противоречия.
Противоречие между все возрастающей свободой труда психологов (а реальность такова, что сейчас гораздо меньше идеологического, а также теоретического и методологического давления), с одной стороны, и все усиливающейся зависимостью психолога от того, кто платит деньги, с другой стороны.
Этические противоречия как основа этических проблем. Противоречия обозначают более глобальный уровень этической сложности, поэтому они являются основой многих, более конкретных этических проблем и «соблазнов» в деятельности психолога. Можно выделить следующие основные этические противоречия.
Выступление научного руководителя, который говорит не о самой работе (и тем более не дает никаких оценок работе), а сличности самого соискателя (о его работе над данной проблемой, его инициативе и т.п.).
Обращение к методу «открытых глаз» означает, что исследователь не стремится познать последнюю истину (как в традиционных естественно-научных подходах), а предполагает, скорее, постоянное наблюдение, участие и рефлексию самого процесса изменения нравственных, мировоззренческих позиций окружающих людей, всего общества и окружающего мира, а также самого себя в этом мире.
В идеале использование метода «открытых глаз» — это не просто наблюдение (хотя и обычное наблюдение дает достаточно информации для размышлений о совести и достоинстве), но и активное участие в исследуемом процессе.
В каком-то смысле можно сказать, что метод «открытых глаз» уже давно и эффективно используют для понимания человеческой природы философы, писатели, педагоги, да и обычные люди, которые хотят разобраться в себе и в окружающем мире.