Результаты группы педагогов-психологов находятся на уровне самоактуализации, показатели группы научных работников выше, чем результаты педагогов экспериментальных групп, показатели людей с неврозом имеют средние значения в зоне ниже нормы и имеют сходные данные с педагогами контрольных групп по шкалам «сензитивность», «представления о природе человека», «принятие агрессии», «познавательные потребности».
Толерантность является оптимальным механизмом взаимодействия и выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласованности через диалог и сотрудничество. С помощью методики диагностики уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения выявились сторонники педагогического сотрудничества.
Педагогическая деятельность представляет многомерное пространство, состоящее из трех взаимосвязанных полей: личности учителя, педагогической деятельности и педагогического общения, которые объединены единой задачей развития личности учащихся.
Сравнение результатов констатирующего (Кэ) и формирующего (Фэ) экспериментов показало, что процесс формирования норм социального поведения (социально значимых навыков) и норм трудового поведения (профессионально важных навыков) у учащихся экспериментальных групп проходит более эффективно, у учащихся в большей степени выражена критичность по отношению к себе, к результатам своей деятельности, поведению, повысилась удовлетворенность от процесса и результата труда.
Динамика перехода учащихся от адаптации к интеграции в новых социально-экономических условиях положительно влияет на развитие их мотивационно-потребностной сферы. Это выявилось при проведении повторной диагностики ожиданий учащихся от будущей профессиональной деятельности.
Сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов показало, что процесс профессиональной адаптации у учащихся экспериментальных групп проходит более эффективно, у них в большей степени проявляется осознанность профессионального выбора, выражена критичность по отношению к себе, терпимость к окружающим, повысилась ответственность, возросла активность и удовлетворенность процессом и результатом учебной и трудовой совместной деятельности и общения, аспекты самоуправления.
Результаты, полученные по диагностике, свидетельствуют о недостаточной выраженности у учащихся контрольных групп данных по шкалам: прогнозирование, планирование, критерии оценки качества, самоконтроль, коррекция, что в совокупности влияет на общий уровень (ниже среднего) способности к самоуправлению.
Уровень эмоционального удовлетворения учебной (трудовой) деятельностью и общением прослеживался нами на втором и третьем этапах, поскольку на первом этапе учащиеся находились в периоде принятия норм и требований образовательного учреждения, адаптировались к учебно-производственной деятельности, ученическому и педагогическому коллективам.
Результаты экспериментального исследования показали, что участие обучающихся во внеучебных мероприятиях возросло на 13,7%, в частности, в проектно-производственной деятельности приняло участие 24,2% от общего количества учащихся и студентов.