Кафедрой практической психологии факультета повышения квалификации ИРПО (под руководством автора) разработана и апробирована программа курса «Психологическая компетентность педагогических работников», включающая следующие модули:
1. Структура профессиональной компетентности педагогов.
|
|
|
|
Следует отметить, что педагогическая деятельность отличается многоаспектностью и полифункциональностью: педагог выступает то как госслужащий, который должен обеспечить соответствие результатов обучения и воспитания учащихся требованиям государственного стандарта образования, то как социальный работник, воспитатель подрастающего поколения.
|
|
|
|
Принятие всеми субъектами образовательной деятельности единых принципов взаимодействия, внутренней мотивации на решение задач профессионального развития и адаптации учащихся является базовой составляющей, которая предопределяет построение основ субъект-субъектных отношений в образовательном учреждении.
|
|
|
|
Второй этап реализации модели психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся включал в себя два взаимодополняющих направления:
1) психолого-педагогическая деятельность по привлечению учащихся к проявлению внутренней активности в учебно-производственной деятельности с целью расширения социального и профессионального опыта;
|
|
|
|
Первый этап реализации модели психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся 9-11-х классов включал в себя два направления: психолого-педагогическую помощь в формировании готовности к определению дальнейшей перспективы обучения и подготовка к адаптации в новых условиях обучения и коллектива.
|
|
|
|
К существенным чертам адаптивного учреждения профессионального образования относятся:
1. Гибкость реагирования на потребности рынка труда путем осуществления подготовки кадров для различных отраслей производства.
|
|
|
|
Для преодоления противоречий между сложившимися ранее уровнем и стилем деятельности педагогов и новыми условиями и требованиями был разработан комплекс управленческих задач кадровой стратегии, направленный на перестройку двух основных сфер личности: ценностно-мотивационную и операционно-исполнительную.
|
|
|
|
В процессе реализации модели проводилась работа со всеми субъектами образовательного процесса: педагогическими работниками, учащимися, родителями, но первичной задачей было создание развивающего образовательного пространства (среды), на основе принятия всеми субъектами единых принципов и технологий взаимодействия.
|
|
|
|
Помимо перечисленных в предыдущих статьях общих принципов, выделены специальные принципы психолого-педагогического сопровождения: партнерство — вовлечение обучающихся в адаптационный процесс; разноплановость усилий — направленность адаптационного процесса на различные сферы жизнедеятельности учащихся (личную, социальную и трудовую); комплексность воздействия — согласованность действий педагогов, кураторов групп, руководителей кружков, психологов, социальных работников и социальных партнеров.
|
|
|
|
К основным принципам (системе наиболее общих, существенных и устойчивых требований) психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации учащихся относятся следующие принципы.
|
|
|
|
|