Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся учреждений профессионального образования — система содействия молодежи со стороны психологических и педагогических работников с привлечением к ней социальных партнеров, направленная на создание условий для успешного профессионального самоопределения (в соответствии с индивидуальными возможностями, способностями, интересами), адаптации к условиям и требованиям обучения и профессиональной деятельности, формирования профессионально важных качеств, установления деловых отношений с коллегами, вхождения в трудовую деятельность и закрепляемость выпускников в условиях производства по выбранной специальности.
Теоретический анализ понятия «адаптации» и основных его характеристик положен в основу деятельности по психолого-педагогическому сопровождению профессиональной адаптации, учащихся учреждений профессионального образования разных уровней. На основе анализа различных подходов к построению образовательного пространства, направленного на психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся, нами выделены следующие параметры экспериментальной работы.
По результатам педагогических наблюдений за выпускниками, выявлены четыре варианта их отношения к трудовой деятельности и отношения к окружающим людям:
1) учащиеся, которые настойчиво добивались завершения начатой работы, при затруднениях обращались за помощью к педагогам или другим учащимся, по окончании работы охотно помогали другим;
Выбор инструментальных ценностей в большей степени соответствует их возрастным предпочтениям — развлечения, свобода, жизнерадостность и образование. Незначимыми оказались: уверенность в себе, эмоциональное переживание прекрасного и возможность творчества.
На начало эксперимента контрольная и экспериментальная группы значимо не отличалось между собой по всем исследуемым показателям: адекватность профессионального выбора, обучаемость, психические состояния.
Проектирование экспериментальной работы по психолого-педагогическому сопровождению процесса профессиональной адаптации учащихся и студентов учреждений профессионального образования включало три этапа:
I. Подготовительный этап (постановка целей и теоретическая разработка экспериментов, определение этапов статистического решения).
Социально-профессиональная адаптация предполагает приспособление учащихся к условиям обучения в старшей школе и в профессиональных образовательных учреждениях, требованиям будущей профессиональной деятельности, социальным и производственным нормам поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и взаимодействия в коллективе.
Процесс социальной и профессиональной адаптации как процесс выработки оптимальной стратегии жизнедеятельности включает в себя владение эффективными стилями адаптивного поведения, приемами самоконтроля и управления эмоциональными состояниями и навыками общения и взаимодействия.
На основе теоретического анализа социально-профессиональной адаптации обучающихся можно сделать несколько выводов:
- социальный аспект адаптации неотделим от самой личности адаптирующегося человека; в процессе адаптации происходят изменения как в личности, так и окружающей среде, внешние изменения создают основу для формирования стереотипов поведения и требуемых социальных качеств;
Результаты констатирующего эксперимента, проведенного со школьниками 9-х классов (выборка составила 173 чел.), показали: отсутствие жизненной перспективы, склонность к материальному иждивенчеству, отчужденность от окружающих, недостаточное развитие коммуникативных навыков, отсутствие навыков ледового общения.