С.Н. Чистякова выделяет этапы социально-профессиональной адаптации: 1-й этап — пропедевтический — для учащихся 1-9-х классов; 2-й этап — подготовительный — 10-11-е классы; 3-й этап — непосредственный — осуществляется в ходе профессиональной деятельности.
Овладение нормами поведения, адаптация к особенностям и специфике обучения Критерием достижения уровня адаптации является активность и самостоятельность в процессе обучения, уровень адаптивности личности осуществляется с учетом временных и качественных показателей.
Адаптационная работа предполагает использование развивающих и адаптационных психолого-педагогических технологий, представляющих продуманную систему совместной психолого-педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для всех субъектов (В.М. Монахов); это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
- социальный аспект адаптации неотделим от самой личности адаптирующегося человека; в процессе адаптации происходят изменения как в личности, так и окружающей среде, внешние изменения создают основу для формирования стереотипов поведения и требуемых социальных качеств;
Одним из основных способов получения знаний об обучающихся является метод наблюдения. Различают непосредственное, и опосредованное наблюдение. Непосредственное проводит, как правило, сам исследователь (преподаватель, куратор группы, заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог), непосредственно наблюдая за исследуемым объектом.
А. М. Смолкин различает имитационные (игровые: деловые игры, деловое проектирование и т.п. и неигровые: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач) и неимитационные методы. Е. А. Литвиненко и В. И. Рыбальский, предлагая виды неимитационных занятий по сути рассматривают традиционные методы обучения, но за счет использования технологии проблемного обучения наполняют их новым содержанием.
В подростковом и юношеском возрастах все большее место занимают информационные и стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на актуальный (достигнутый) уровень интеллектуальных и коммуникативных возможностей каждого.
Все больше людей в последнее время вкладывают деньги в обучение на курсах дополнительного образования, стремясь повысить свою квалификацию, приобрести дополнительные специализации и, в конечном счете, увеличить свою ценность как специалиста.
Для системы профессионального образования методы организации адаптационной деятельности должны, с одной стороны, отвечать целям и задачам воспитания и адаптационной работы, вытекать из ее содержания, с другой.— учитывать особенности образовательного процесса, который характеризуется тремя составляющими: объект обучения (кто учится); содержание обучения (чему учить); субъект обучения (кто учит).