Психологи часто рассматривают компетентность в контексте личностного потенциала специалиста.Э.Ф. Зеер характеризует компетентность как подструктуру личности субъекта деятельности и определяет ее уровни: обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт, профессионализм.
В.И. Павлютенков под профессиональной компетентностью понимает форму исполнения своей деятельности, обусловленной глубокими знаниями свойств преобразуемых предметов, свободным содержанием своего труда. Н.В. Матяш определяет компетентность как уровень профессионального мастерства, которого достигает человек на пути профессионального становления.
Понятие «компетентность» происходит от латинского слова competens и означает «знающий», «осведомленный в определенной области». Быть компетентным — значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. На основании данных трактовок «компетентный» («принадлежащий», «соответствующий», «способный») — это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право, используя свои знания, делать или решать что-либо, судить о чем-либо.
Проблема формирования готовности выпускников учреждений профессионального образования к профессионально компетентной деятельности обоснована изменениями, происходящими в экономике страны, вхождением России в общеевропейское и мировое образовательное пространство, обеспечением качества подготовки специалистов, существенным повышением требований к специалистам со стороны работодателей.
Развитие способности человека к активному профессиональному самоопределению следует рассматривать как процесс изменения самой личности. Профессиональное развитие — это, с одной стороны, становление профессионала, с другой,— появление новых профессионально-важных, социально и личностно значимых качеств, компетенций.
В широком смысле готовность предполагает «умение решать противоречие между направленностью на что-то определенное, скажем, к определенному типу поведения, и новизной различных событий и ситуаций, которые могут произойти и в которые может попасть личность».
По мнению А.В. Петровского, адаптация учащихся к новой деятельности проходит несколько фаз. Молодой человек, пришедший в новый коллектив, должен освоить действующие в этом коллективе нормы. Если ценностные ориентации, установки, социальный опыт новичка вполне соответствуют тому, что есть в новом коллективе, в который он приходит, то первая фаза — адаптация проходит легко и быстро.
Помимо факторов и составляющих профессионального самоопределения, необходимо остановиться на стадиях и этапах адаптационной составляющей данного процесса с точки зрения периодизации развития человека как субъекта труда. Е.А. Климов включает три значимые для нашего исследования стадии: «оптации», «адепта» и «адаптанта».