Понятие «профессиональное самоопределение» рассматривается в узком смысле как итоговый этап в плане формулирования учащимся для себя задачи выбора будущей сферы деятельности; как одна из составляющих стадии профессиональной адаптации; как процесс, имеющий общетипические и индивидуально-личностные черты, постоянно сверяемые с текущей социально-экономической ситуацией в обществе, и в широком смысле — как длительный процесс, который проходит практически через всю жизнь человека — от принятия жизненно важных решений до одноактных самостоятельных поступков.
Важным аспектом профессионального самоопределения является профессиональный интерес. По мнению В.Ф. Афанасьева, «профессиональный интерес — избирательное, эмоциональное, познавательное отношение, выражающееся в стремлении к определенной деятельности, к практическому овладению».
Самоопределение личности включает в себя выбор будущей профессии, но не сводится к нему. Оно начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации и творческой реализации, а также при потере работоспособности или работы.
Формально все учащиеся и студенты учреждений профессионального образования сделали первый профессиональный выбор, что же касается уровня сознательности этого шага, то здесь различия весьма существенные. Так, одни после школы поступают в профессиональные училища, колледжи, техникумы, вузы, чтобы получить конкретную профессию, специальность, для других это вынужденный шаг — надо было где-то учиться, уйти от иных ситуаций.
Г.К. Туляганова обнаружила выраженную тенденцию трудных подростков к концентрации интересов в немногих областях знания и недостаточную глубину этих интересов, носящих в основном прикладной поверхностный характер. Общение, на которое бедность интересов накладывает свой отпечаток, в значительной мере функционально, его цель — развлечь, утолить жажду признания, убить время. Это, в значительной степени, одиночество в группе, поскольку другой человек в этом общении выступает как средство, а не как цель.
В исследованиях Д.И. Фельдштейна была развернута концепция двух основных типов реально существующей позиции ребенка по отношению к обществу, условно названных им «Я в обществе» и «Я и общество». Первая из них особо активно развертывается в период раннего детства, младшего и старшего школьного возрастов, когда актуализируются предметно-практические стороны деятельности.
X. Ремшмидт выделяет следующие отклонения от хода конструктивного развития в период ранней юности:
- диффузия идентичности: кратковременная или длительная неспособность человека сформировать идентичность, когда юноша или девушка не может выработать свои ценности, цели и идеалы;
Ко всем психологическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки, добавляются трудности, вызванные непростой социальной ситуацией. Высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные сложности ведут к тому, что многие люди, и молодые в особенности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни.
Социально-психологическая дезадаптированность личности выражается в неспособности реализовать собственные потребности и притязания. С другой стороны, личность не в состоянии идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная, ведущая профессиональная или иная роль, мотивированная извне и изнутри деятельность.
Для рассмотрения возможности оказания содействия обучающимся подросткового и юношеского возрастов в образовательном учреждении необходимо выявить особенности и сложности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе и определить возрастные задачи.