Адаптация обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме. На это обращают внимание В.Ф. Романченко, З.Г. Клименко, В.И. Егоров. Особое внимание уделяется соотношению в образовательном процессе адаптации и дезадаптации во всем многообразии ее проявлений (психологических, педагогических, социологических, биологических).
|
|
|
|
Профессиональная адаптация непосредственно зависит от организации и условий труда как на предприятии в целом, так и на конкретном рабочем месте. Межличностная адаптация предполагает включение молодого рабочего в систему коммуникаций, традиций и ценностей коллектива, что отражается в проявлении чувства контакта, ощущении своей полезности для коллектива, в простоте и легкости общения.
|
|
|
|
В психологии труда рассматривается развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность труда, производительность, а также развитие самого работника и эффективность его взаимодействия в трудовом коллективе.
|
|
|
|
Профадаптация определяется как социально-экономический процесс приобщения подрастающего поколения к трудовой деятельности, в более узком смысле — как одна из узловых проблем использования трудовых ресурсов. В период вступления в профессиональную жизнь осуществляется передача новому поколению накопленного опыта производственных отношений.
|
|
|
|
Т.Н. Вершинина рассматривает процесс производственной адаптации как один из видов социальной адаптации. Конечным результатом успешной производственной адаптации является идентификация, т.е. полное овладение профессией, отождествление интересов работника с интересами предприятия, ассимиляция работника с предприятием, рабочим местом.
|
|
|
|
Социально-психологическому аспекту производственной адаптации Т.Н. Вершинина отводит подчиненную роль, а ведущую роль — профессиональному и психофизиологическому аспектам. С этим мнением не согласна И.К. Кряжева, справедливо подчеркивающая ведущую роль социально-психологического аспекта.
|
|
|
|
Профессиональная адаптация — это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда. Разновидностью профессиональной адаптации является производственная адаптация — приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе.
|
|
|
|
На социально-психологическом уровне процесс социализации протекает сегодня в условиях гораздо большей, чем ранее, социальной вариативности: неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм.
|
|
|
|
Психологическая адаптация представляет процесс «присвоения норм и ценностей данного общества». «Адаптация психическая» выражается в «перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды». В психологии адаптация — это изменение в реактивности или чувствительности сенсорного рецептора или органа чувств, которое носит временный характер.
|
|
|
|
Социальная адаптация личности является динамичным явлением, проходит в своем функционировании ряд стадий, последовательность развертывания которых весьма различна. В общественной жизни адаптация личности выступает фактором оптимизации и регуляции общения, усвоением и предпосылкой эффективности человеческой деятельности.
|
|
|
|
|