Испанию можно назвать музеем под открытым небом. Здесь очень много интересных мест: горные ландшафты и великолепные пейзажи моря, музеи и галереи. Чтобы со всеми достопримечательностями познакомиться – не хватит и месяца.
Наши теоретики ищут способы оправдания произведенного советскими чиновниками переименования Министерства просвещения в Министерство образования, Академии педагогических наук в Академию образования, произвольно изменив традиционное понимание термина «образование», включив в него воспитание как третьестепенный элемент школьного обучения.
Принципиально важно то, что современный мир экономикоцентричен, в нем господствует прагматико-утилитарное умонастроение. Приводимые оценки и мысли, на наш взгляд, имеют непосредственное отношение к теме образования, поскольку в условиях господства электронных СМИ и Интернет, последние принимают участие, зачастую решающее, в формировании образа современной личности.
Если вслед за Цицероном под философией понимать «культуру ума», а культура предполагает синергийную соразмерность проявлений ума, чувств, воли и веры человека, то несомненно, что человек, формирующий базовые ценности современной цивилизации, находится в состоянии кризиса.
Несмотря на систематическую критику науки и абсолютистских претензий научной рациональности, научное знание остается и в XXI столетии основным ресурсом эффективных социальных технологий.
Человек — суть процесс формирования личности в определенных условиях, которые создают возможности стать кем-то, более тяготеющим к плохому или к хорошему.
Проблема сути образования, его статуса в культуре вообще и в России в особенности — не одна из проблем, если думать о будущем современной цивилизации вообще и России в частности, а проблема проблем.
Современная цивилизация переживает бифуркационный этап своего развития. Она исчерпала потенции модерна и ищет новую систему ценностных координат. Именно это обстоятельство делает методологически продуктивным применение идей и методов синергетики для анализа динамики современных цивилизационных трансформаций.
К идеям «века расцвета педагогики» как к насущной необходимости обращались в свое время древнеримские мыслители Цицерон и Сенека, и именно здесь рождается близкое пайдейе понятие humanitas — человечность.
В истории европейской культуры, в Античности и эллинизме еще 20 веков назад наиболее полно представлено философское осмысление образования, его идеалов, норм и требований. Воспитание и образование рассматривались внутри философского дискурса как важные формы политической практики, определяющей их идеалы и цели.