Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета считает, что строительство Алматинского метрополитена ведется без общего сметного плана, а сумма освоенных средств превышает запланированную. Акимат южной столицы обещает достроить первую очередь к концу года и просит около 34 млрд тенге.
Еще в далеком 1978 году, когда утверждался Генплан застройки Алма-Аты, правительство СССР для начала строительства метро поставило одно условие: население города должно дорасти до миллиона. 1981 год подарил бывшей столице Казахстана миллионного жителя, однако строительство было начато лишь спустя семь лет.
По данным Счетного комитета, проект строительства первой очереди метрополитена сильно устарел, поскольку был разработан московским институтом "Метрогипротранс" еще в 1982 году.
"К декабрю 1995-го Министерство строительства, жилья и застройки Казахстана утвердило проект. Общая сметная стоимость строительства метрополитена в базисных ценах 1991 года составила 573,1 млн тенге. Срок проекта – 121 месяц, или 10 лет", – отмечено в последнем отчете Счетного комитета. "За 2009 год на строительство метрополитена было выделено и освоено 26,7 млрд тенге, из них 5,9 млрд – на приобретение оборудования. На сегодня на станциях завершены работы по устройству перегонных тоннелей, установка тоннельных вентиляторов, а также возведение конструкций. Уложено 3,8 км путевого бетона, ведется архитектурная отделка и установка эскалаторов", – отмечено в отчете Владимира Меренкова, начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы за 2009 год.