Подготовка кадров в Казахстане осуществляется в отрыве от реальных запросов рынка труда, говорится в Стратегическом плане министерства образования и науки на 2009 – 2011 годы, опубликованном в субботу в официальных СМИ.
По данным министерства, потребность рынка труда в Казахстане на три четверти представлена рабочими профессиями. При этом только каждый четвертый учащийся обучается по дефицитным техническим и сельскохозяйственным профессиям.
«Экономика республики требует дополнительно 100 тысяч работников технического и обслуживающего труда, а ежегодно 12—14 тысяч выпускников школ остаются нетрудоустроенными, на рынке труда нехватка квалифицированных рабочих: в строительстве —9,9 тысяч человек, в сельском хозяйстве — 9,6 тысяч человек, в технологии машин и оборудования — 7,6 тысяч человек, в сфере обслуживания — 6,8 тысяч человек, - отмечается в документе.
Минобразования констатирует, что профессиональное обучение недоступно для сельской молодежи. «В 27 районах республики отсутствуют профессиональные лицеи, в 113 профессиональных школах нет общежитий, инженерно-педагогические кадры высокой квалификации из-за низкой оплаты труда уходят на производство, а образовательные программы не соответствуют международным требованиям», - констатируется в Стратегплане.
Между тем в условиях перехода на 12-летнюю школу для обучения на старшей ступени (профиль) до 30 % учеников продолжат обучение и приобретение профессии в учебных заведениях технического и профессионального образования, в связи с чем «необходимо строительство дополнительных профессиональных лицеев и общежитий».
«Анализ содержания образовательных программ и учебно-методического обеспечения показывает отсутствие требований к оценке базовых и профессиональных компетенций, преобладание теоретической подготовки и устаревших данных, недостаточный уровень гибкости и преемственности, доминирование фактов в ущерб ситуационному анализу», - отмечается в документе.
Кроме того, содержание образовательных программ не отвечает ни требованиям работодателей, выражающим изменения на рынке труда, ни требованиям обучающихся, стремящихся получить востребованные навыки, подкрепленные широкой базой знаний и умений, а материально-техническая база учебно-производственных мастерских профессиональных школ морально и физически устарела.
«Серьезным препятствием повышению качества учебного процесса в колледжах и профлицеях является уровень учебно-методического обеспечения, дефицит современной учебной литературы, особенно по специальным дисциплинам», - отмечает Минобразования. ИА «Новости-Казахстан»