Можно ли считать теологию научной дисциплиной?Одни полагают, необходимым, и предлагают включить богословие в список дисциплин, имеющих аккредитацию в высшей аттестационной комиссии (ВАКе).
Другие же утверждают, что теология никак не может считаться наукой. Так, например десять ведущих академиков Российской академии наук, во главе с ныне покойным академиком В. Гинсбургом написали письмо президенту с просьбой не путать чистую науку, построенную на фактах и доказательствах, с теологией, базирующейся, по их мнению, на вере.
От того, какая точка зрения будет превалировать в обществе, зависит, будет ли восстановлена историческая справедливость, как говорят представители богословского сообщества, и вернется ли теология в университеты и получит ли она научное признание?
С одной стороны, богословские факультеты до революции 1917 года существовали во всех университетах России, и студенты-теологи могли не только получить диплом, но и продолжить научную карьеру. Современные выпускники богословских факультетов и институтов лишены возможности продолжения академической карьеры в России по данному направлению. Они могут либо выбрать аспирантуру или докторантуру по смежной дисциплине (истории, филологии, философии), либо продолжить научную карьеру теолога в одном из западных вузов. Ни один из вариантов не кажется приемлемым для большинства студентов-богословов, желающих продолжить свое обучение по выбранной специальности.
В России теология не входит в список дисциплин, имеющих аккредитацию в Высшей аттестационной комиссии.
По словам г-на Хайнца Оме, профессора, доктора теологии из Берлинского Гумбольдт-Университета, все западные университеты рождались вокруг теологических факультетов, и именно богословие дало толчок для развития науки, как в средние века, так и в новое время.
Поэтому, немецким ученым кажется абсурдной практика, при которой, государственный диплом по окончании теологического факультета получить можно, а защитить кандидатскую или докторскую диссертацию нельзя. Ведь именно государство в первую очередь заинтересованно в грамотности своего населения и грамотности, в том числе и религиозной. По словам г-на Оме, государство должно быть проводником религиозного образования, чтобы оградить своих сограждан от участия в религиозных сектах и подобных им организациях.
В Германии, не смотря на потрясения XIX века, революцию 1918 года, II мировую войну, теологические факультеты не только не были закрыты государством, но наоборот, именно государство выступало главным инициатором при открытии новых. Так, после 1945 года были открыть 19 евангелических и 12 римско-католических факультетов и университетов, специализирующихся на подготовке теологов, а не священников и прелатов.
Сейчас в Германии на факультетах теологии обучаются о 52 тысячи человек, при этом ежегодно защищается около 200 кандидатских и 50 докторских диссертаций по теологии, а последние годы ощущается необходимость в создании высших учебных заведений исламского и иудаистского толка.
Россия же пока только стремится к тому, чтобы признать теологию в качестве науки, тогда как выдающиеся мыслители XIX века, такие как Ключевский, Лебедев и многие другие преподавали как в высших светских, так и в высших богословских учебных заведениях.
Кроме того, хочется отметить, что богословское образование сложнее, чем светское образование. В Московском государственном лингвистическом университете в 2007 и 2009 году состоялись два выпуска студентов-теологов. По словам ректора университета, Ирины Халеевой, половина выпускников богословского факультета получили красный диплом. Это при том условия, что за годы обучения студенты должны помимо общеобразовательных и узкоспециальных предметов изучить шесть языков: церковно-славянский, древнегреческий, латынь, английский, немецкий и современный русский.
С другой стороны, если признать теологию в качестве науки, то возникает проблема кадров: кто войдет в диссертационные советы по защите кандидатских и докторских работ? А, кроме того, как ученые, познания которых далеко не так обширны в области теологии, смогут оценивать труды своих коллег?
В заключение хочется сказать, что признание теологии наукой, с одной стороны, позволит в полной мере раскрыться потенциалу тех ученых, которые выбирают в качестве предмета изучения науку, с другой стороны, могут вызвать антагонизм со стороны светских ученых, для которых наука, это, прежде всего, факты и доказательства, а не постулаты, основанные на вере.
Юлия Дроздова, 5ballov.ru