Большой адронный коллайдер придется закрыть в 2011 году на модернизацию и профработы. Они могут продлиться год, сообщил директор ядерного центра Стив Майерс. Коллайдер возобновил работу только в ноябре 2009 года после длительного простоя, который продлился почти 14 месяцев.
Пока же планируется в конце марта развить мощность в 7 триллионов электронвольт (ТэВ) и тем самым в очередной раз побить рекорд, поставленный коллайдером ранее. Но для того, чтобы в дальнейшем увеличить мощность еще в два раза, необходимо модернизировать ускоритель.
По словам Мейерса, причиной нового закрытия коллайдера станут не проектные ошибки, а дефекты, обнаруженные в медных шинах сверхпроводящих магнитов в туннеле. Эти медные шины являются аварийным механизмом, задачей которого является нейтрализация тока, высвобождаемого при непредвиденном разогреве одного из магнитов. На языке инженеров такой эпизод получил обозначение "гашение".
Именно такой случай привел в 2008 году к тому, что около тонны жидкого гелия просочилось в туннель, что вызвало целый ряд отказов или гашений магнитных установок. Устранение последствий этой аварии обошлось в 40 млн швейцарских франков - 37 млн долларов.
Как показало расследование, причиной аварии стали дефектные электрические контакты, соединяющие сверхпроводящие кабели. В некоторых из них между медными стабилизаторами и сверхпроводящим кабелем были пустоты.
При достаточно высокой силе тока сопротивление контактов начало расти, температура контактов также поднялась, что привело к выходу кабеля из сверхпроводящего состояния, повреждению трубопроводов криогенной системы, сбросу жидкого гелия в туннель, нарушению герметичности и выходу установки из строя.
В настоящее время инженеры уверены, что БАК сможет развить мощность в 7 ТэВ. Планируется эксплуатировать БАК в течение полутора лет на половинной мощности, а затем отключить.
Кольцевой туннель коллайдера длиной 27 км проложен на глубине 100 м под территориями Франции и Швейцарии. Ученые разгоняют по нему протоны в противоположных направлениях, чтобы определить, какие частицы будут выделяться при их столкновении и больше узнать о процессах, которые происходили в первые моменты после Большого взрыва. Для этого нужно требуется мощность в 14 ТэВ.
Но 7 ТэВ будет достаточно для того, чтобы изучить антиматерию, понять загадку ее происхождения и исчезновения. Отдельные античастицы удается получить на других ускорителях уже сейчас.
Немного рекламы. Популярная в последнее время услуга - прокат авто (см. далее). С водителем и без, в автопарке содержатся только новые иномарки, готовые к езде.