Жители московских студенческих общежитий страдают от нехватки мест, антисанитарии, гастарбайтеров и бюрократии. Нынешней осенью, судя по опасениям Министерства образования РФ, из-за демографической «ямы» в вузы пойдут на 1,2 млн студентов меньше, чем годом ранее.
Казалось бы, очереди на места в общежитиях тоже должны заметно сократиться. Но уменьшение числа учащихся не снизит борьбу за места в общагах популярных московских университетов и институтов. Это произойдет из-за притока иногородних студентов. А непопулярные вузы сдадут лишние места... гастарбайтерам. Помимо конкуренции с гостями из зарубежья, студентов, как выяснили «НИ», сегодня беспокоят антисанитария, бюрократические препоны и излишние требования безопасности. Зато цены в государственных студенческих общежитиях радуют: год там можно жить всего за три тыс. рублей.
Студенты из других городов сегодня выбирают не только вуз, но и общежитие: нужно, чтобы и цена оказалась приемлемой, и ездить на учебу было удобно, и условия проживания подходили. «НИ» опросили студентов разных вузов, какие неудобства они терпят от жизни в общаге.
Студентка пятого курса Московского университета физкультуры, спорта и туризма Анастасия Королькова так описывает свою комнату: «У нас в общежитии хорошо, живем вдвоем с однокурсницей. В общем-то, все есть, готовим прямо в комнате. Жаль только, Интернета нет». По ее словам, посторонние в общежитии не проживают, а «оплата за год ерундовая» – порядка трех тыс. рублей.
Хорошие условия и в общежитии Университета печати (МГУП). Студенты вчетвером живут в однокомнатной квартире и платят за нее немного. Правда, есть вариант трехкомнатной квартиры на девять человек – это намного хуже. «За полгода плачу чуть больше полутора тысяч рублей, – говорит «НИ» студентка МГУП Юлия Чернухина. – Квартплата дорожает каждые полгода, но все равно наше общежитие относительно дешевое по сравнению с другими. Кстати, студенты платного отделения отдают за проживание в два раза больше».
Но и тут есть недостатки: Юлия жалуется, что летом из общежития «всех к чертям выгоняют», а чтобы остаться, например, тем, кто работает, нужно брать справку из деканата о прохождении практики. А дадут ее или нет – еще вопрос. Поэтому многие студенты специально идут работать в приемную комиссию, чтобы не выгнали на лето на улицу. Обратно после летних каникул студенты МГУП вселяются 1–2 сентября, и, по словам Юли, если ты дома нужные справки не собрал, будешь два-три дня по Москве бегать собирать, а чтобы в общежитие пустили ночевать, нужно клянчить временный пропуск.
У Высшей школы экономики общежитий несколько и расположены они в разных районах города и даже в Подмосковье. Один из студентов, проживающий в общаге в Одинцове, пожаловался «НИ», что место это хуже некуда: далеко от университета, и автобусы туда почти не ходят. Правда, условия проживания нормальные – только что сделали ремонт. Есть даже Интернет, но работает плохо.
Студенты МГТУ им. Баумана жалуются: впятером в одной комнате не очень-то разгуляешься, готовить приходится на кухне с тараканами, а в коридорах общежития стоит вонь. На соседнем этаже какое-то время жили гастарбайтеры, а поскольку душевая была общая, то девушки-студентки, бывало, натыкались на голых трудяг из Киргизии.
Вообще проблема посторонних людей в общаге сегодня стоит остро для многих вузов. «Сейчас получше стало, а раньше вообще непонятно кого пускали, – говорит «НИ» Николай Колосов, бывший студент Российской академии театрального искусства. – У нас общага рядом с Рижским вокзалом. Конечно, от желающих переночевать отбоя нет. Правда, сами студенты тоже старались. У нас в комнате один студент с Кавказа жил, Ацамаз. Так к нему постоянно земляки или родственники приезжали. Комната на четырех человек, так еще две койки втаскивали, и все размещались. Как-то он с комендантом договаривался».
Ситуацию с гостями из ближнего зарубежья может усугубить демографическая «яма». Ждали, что в непопулярных вузах в условиях сокращения числа принятых бюджетников возникнет избыток койко-мест. Однако будет все, видимо, по-другому. «Освободившиеся места руководство вузов предпочтет сдавать внаем гастарбайтерам. Ведь студенты-платники скорее станут снимать квартиру на несколько человек, чем жить в ужасных условиях в общежитии», – предполагает в беседе с «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
Еще одна беда даже хороших общежитий – чрезмерные требования по безопасности. Для студентки РУДН Аси Н. настоящей проблемой становится возвращение в свою комнату: «Каждый раз, когда я прихожу с работы, я вынуждена ждать, когда смотрящий пойдет на обход, чтобы я смогла попасть в общагу. Да еще по 200 рублей платить за поздний приход». Таня К., студентка Московского государственного социально-гуманитарного института (МГСГИ), рассказывает, что одно время их заставляли выключать свет в десять вечера, как в больнице. При этом каждый вечер обязательно ходили и проверяли. А потом вдруг в общежитие перестали пускать посторонних, даже родителей. «А еще после мартовских взрывов в метро был совсем идиотский запрет, – рассказывает «НИ» Виктор П. – Студенты на собственных автомобилях не имели права выезжать за пределы территории до пяти часов вечера и возвращаться должны были не позднее девяти часов вечера».
Посягательства на тайну личной жизни стали в порядке вещей для общежития МГСГИ. Сам ректор, по рассказам студентов, очень любил ходить по комнатам и заглядывать под кровати и в шкафы. Дарья Б. рассказывает, что в один из его походов из комнаты ее друзей по неустановленным причинам был вынесен холодильник. Другого холодильника ребята так и не дождались.
Другая типичная напасть – нехватка койко-мест. РУДН, например, к новому году откроет новое общежитие. «У нас масса народу в очереди, потому что желающих намного больше, чем мест. Хотя мест у нас в общежитиях семь тысяч», – говорит «НИ» пресс-секретарь вуза Галина Кузьмина. По ее словам, у учебного заведения «железные обязательства перед иностранцами», поэтому им мест всегда хватит. Судя по всему, иногородним российским студентам придется подождать до нового года, если не повезет и не поселят на редкое койко-место сейчас.
«Демографическая «яма» на места в общежитиях никак не влияет, потому что в общежития поступают иногородние студенты, – говорит «НИ» пресс-секретарь Московского государственного университета дизайна и технологии Марина Тишина. – В этом году в нашем общежитии мест освободилось немного: поступающих гораздо больше, чем выпускающихся». Со своей стороны, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук Александр Адамский отмечает: «Где-то ситуация с местами еще больше обострится: благодаря ЕГЭ много ребят из провинции имеют возможность попасть в Москву».
Обеспеченные студенты могут себе позволить поселиться в коммерческом студенческом общежитии. Проживание в этих местах дороже вузовской «общаги»: за сутки в Москве вам придется заплатить порядка 300 рублей (в Подмосковье – дешевле), но зато условия хороши – есть даже горничные.
Кстати, перечень документов, необходимых для проживания в общаге, в разных вузах различный, но, как правило, в этот список входят паспорт и его копия, справка о состоянии здоровья, копия военного билета или приписного свидетельства (для военнообязанных), приказ ректора (проректора) о заселении в общежитие, копия полиса медицинского страхования и другие.
По материалам издания «Новые Известия».
|