Восьмого сентября отмечается Международный день грамотности (International Literacy Day). Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года, передает ИА Новости-Казахстан.
"Грамотность - свобода" (Literacy as Freedom) - так определили смысл этого понятия в ЮНЕСКО. В организации считают, что грамотность - это комплексный и динамичный процесс образования и общения, путь к свободной коммуникации на разных языках и в разных культурах в современном обществе.
По определению ЮНЕСКО, "грамотным считается тот, кто может написать и прочитать короткий, простой текст на тему из своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное".
В целях осуществления проектов и программ по борьбе с неграмотностью во всем мире принято решение о проведении Десятилетия грамотности для всех в 2003-2012 гг. Девиз десятилетия - "Грамотность для всех" - понимается как "образование для всех" и "голос каждого".
По данным ООН, около 776 миллионов взрослых не умеют читать и писать, большая часть из них - женщины. 75 миллионов детей школьного возраста лишены возможности учиться.
Согласно докладу ЮНЕСКО за 2010 год, около 54% не охваченных школьным образованием детей составляют девочки. В странах Африки к югу от Сахары почти 12 миллионов девочек никогда не посещали школу. В Йемене доля таких девочек составляет почти 80% по сравнению с 36% мальчиков.
Миллионы детей уходят из школы, так и не овладев базовыми навыками. В некоторых странах Африки к югу от Сахары 40% молодых взрослых, получивших пятилетнее образование, остаются неграмотными. В Гватемале, Доминиканской Республике и Эквадоре лишь менее половины учеников третьего класса имеют знания, выходящие за пределы самых элементарных навыков чтения.
В 22 странах не менее 30% молодых взрослых получили образование продолжительностью менее четырех лет. В 11 странах Африки к югу от Сахары доля таких молодых людей составляет 50% и более.
В 26 странах не менее 20% молодых взрослых имеют менее двух лет школьного образования. В ряде стран, включая Буркина-Фасо и Сомали, доля таких молодых людей составляет 50% и более.
Отчужденность зачастую усиливается в результате совокупного воздействия неблагоприятных факторов. В Турции образование продолжительностью менее двух лет получают 43% девочек из беднейших семей, в которых говорят на курдском языке, тогда как в среднем по стране этот показатель составляет 6%; в Нигерии образование продолжительностью менее двух лет получают 97% девочек из бедных семей, в которых говорят на языке хауса.
Что касается уровня владения письменной и устной речью в России, то эксперты единодушно сходятся во мнении, что он стремительно падает. Причину многие видят в том, что современные дети мало или вовсе не читают, зато проводят много времени в интернете. А в виртуальном пространстве нет никаких правил и норм: пользователи начинают писать со строчной буквы, сокращая слова, коверкая их и не ставя знаки препинания, перенося такие привычки и в реальную жизнь. К тому же, по словам одного из экспертов, традиции глобальной паутины "нивелировали престижность и необходимость грамотности".
Международный день грамотности призван активизировать усилия общества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО.
В этот день присуждаются специальные премии ЮНЕСКО, отмечают наиболее эффективные инициативы по борьбе с неграмотностью. Прежде всего, это проекты в странах Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в Арабских Эмиратах и Китае. ИА Новости-Казахстан.