Профессия инженера не самая уважаемая сегодня, карьера экономиста или менеджера кажется школьнику куда более привлекательной. Как поднять престиж инженерного дела в глазах общества и заинтересовать детей в поступлении на техническую специальность – об этом в интервью РИА Новости говорит ректор Уральского государственного горного университета (УГГУ) Николай Косарев.
- Николай Петрович, как бы вы оценили качество подготовки абитуриентов, поступающих сегодня на инженерные специальности?
- Оно не самое удовлетворительное. Многие технические вузы уже не могут закрыть бюджетные места – мало кто из выпускников выбирает физику для сдачи ЕГЭ, а из-за демографического спада тех, кто сдал на относительно высокий балл, скоро станет вдвое меньше. Правда, уровень конкурса на экономические специальности часто завышен – абитуриенты подают результаты ЕГЭ сразу в несколько вузов. Лучший показатель востребованности технических специалистов – это спрос на них со стороны работодателей: у нас на студентов после 4-го курса было более 1700 заявок на 1000 человек.
Чтобы готовить абитуриентов, ориентированных именно на наш вуз, 5 лет назад мы создали систему профильных классов в средних школах – сейчас их 130 по Свердловской области, планируем охватить Пермскую и Челябинскую области. При этом мы не собираем деньги с родителей за дополнительные занятия по математике, физике и другим профильным дисциплинам, а напротив – сами направляем к школьникам и финансовые ресурсы, и преподавателей. В прошлом году на 630 бюджетных мест мы получили 850 выпускников из профильных классов.
- А что можно сказать об абитуриентах из колледжей?
- И их подготовка оставляет желать лучшего. Начальное и среднее профессиональное образование финансируется из областных бюджетов – то есть «по остаточному принципу», и мало кто хочет идти преподавать на небольшую зарплату.
С учетом этого мы создали свой колледж. Человек поступает в вуз на факультет среднего профессионального образования. Его учат университетские преподаватели, он общается со студентами, находится в той же образовательной среде.
- Неужели абитуриентов, которых вы готовите, так привлекает горное дело? Считается, что зарплата молодого специалиста с дипломом инженера невелика…
- Привлекает, поскольку мы формируем у школьников корпоративную культуру, и в университете у нас особая социальная среда, способствующая развитию творческой личности: конкурсы по 16 номинациям, интеллектуальные лагеря во время летних каникул… Даже в созданной нами ассоциации КВН обязательное «домашнее задание» – на соответствующую тему: «Почему я хочу поступить в Горный университет».
У абитуриентов есть и свой кодекс, напоминающий о главных ценностях: любви к родному краю, уважению к старшим, доброте. По сути, библейские заповеди, но лучшего пока никто не придумал.
- Должен ли вуз заниматься такого рода воспитанием?
- Образование без воспитания немыслимо. У нас система образования ориентируется в том числе и на духовное развитие. Несколько лет назад мы начали реконструкцию своего православного храма. В воспитательной деятельности принимают участие и представители других конфессий – мусульмане, католики, иудеи.
- Как к этому относятся студенты?
- В Горный университет 10 лет назад поступали, только если не прошли в другие вузы. И на лекциях студенты большей частью «отсиживались». Сейчас все иначе – вуз для них вторая семья, и они активно участвуют во всех его делах – от совместного празднования Навруза до постройки того же храма.
Большое значение имеют внешние элементы корпоративной культуры. Так, несколько лет назад мы ввели форму – у студентов появилось ощущение принадлежности к единому профессиональному сообществу, добавилось уважения и к себе, и к преподавателям.
- Помогает ли приобщение к корпоративной культуре при трудоустройстве?
- Безусловно. Даже то, что каждый студент имеет свою страницу на сайте университета, уже помогает работодателю при поиске специалиста с необходимыми навыками.
Помимо традиционных ярмарок вакансий, мы часто устраиваем форумы в разных городах области, куда приглашаются родители школьников и работодатели. Студенты показывают свой уровень владения различными компетенциями – сюда входит не только демонстрация научных разработок, но и спортивная программа, и развлекательные выступления.
Недавно один из наших студентов разработал проект корпоративной сети УГГУ – сейчас с её помощью общаются студенты, преподаватели и школьники профильных классов. После презентации этого программного продукта представители сразу нескольких компаний предложили студенту работу.
Ощущение принадлежности к единому вузовскому сообществу заставляет уважать свою профессию и себя в ней. Такой специалист будет стремиться достичь самого высокого уровня – и сумеет найти работодателя, который оценит его по достоинству.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), РИА Новости