«На рынке труда сложилась ситуация, когда работодатель уверен: красный диплом – это прибежище подлиз и блатных», – говорит Александр Погребняк, экономист и доцент СПбГУ. – «Люди обожглись и теперь всеми силами защищают свой бизнес от отличников».
Красный диплом – это жирный минус в резюме молодого специалиста. Рынок труда сформировал портрет отличника: это несамостоятельный человек с поверхностным образованием.
«Выпускник-отличник – это не специалист, а мямля», – кипятится Дмитрий Соловьёв, технический директор проектной компании. – «Что отличник делал в университете? Ходил на все занятия, высиживал себе «пятёрки». У него нет интереса к какой-то науке, нет блеска в глазах. Ему всё равно, что учить, главное – отметка. Ещё, у отличника большие проблемы с общением. В университете он зубрил и высиживал, но не научился общаться с людьми. Отличник не выживет в моём коллективе. У этих ребят нет самостоятельного мышления. Им нужен учебник и методичка, чтобы заучить. Но здесь – не учёба, а работа: здесь надо думать. Самому и быстро.
Недавно проводил собеседование, сейчас перескажу. Приходит ко мне отличница Екатерина, я:
– Зачем вам красный диплом?
– Не знаю.
– А что вы вообще знаете?
Тишина, Катя попала в ступор. Я спрашиваю:
– У вас в дипломе по английскому языку «отл.», продолжим собеседование на английском?
На этом собеседование закончилось. Катя не сумела на английском даже рот открыть».
Типичный российский вуз работает так. Из деканата приходит бумага: мол, граждане-студенты, в этом семестре будете сдавать вот такие предметы. Почему такие? Потому что они утверждены учебным планом, утверждённом в министерстве. Не хотите это учить – ваши проблемы. «Не нравится – скатертью дорога. Мальчики – в армию, девочки – рожать. Стране не хватает военных и матерей-одиночек», – болеет душой за страну мой преподаватель по английскому.
Вот и пыхтят будущие инженеры над философией, политологией, социологией и пр. Вообще, дело полезное, но для технарей – трудное. Ребята, сильные и в гуманитарных и в технических науках, – это уникумы, их доли процента. Но нет, выпускники-отличники как с конвейера сходят. Вузы хвалятся перевыполнением плана по выдаче красных корочек. Это, как-никак, – престиж учреждения, под это в Минобрнауки можно денег выбить.
«Где вы видели, чтоб выпускники наших технических вузов владели английским? Но в дипломах у них «пятёрки» по ин.язу, по психологии и по всему. Эти оценки – фикция. А молодые специалисты с красными дипломами – это, скажем так, контрафакт», – делится опытом Ульяна Сергеева, HR-специалист.
В Европе и Штатах студент сам выбирает, что учить. Как в супермаркете: вертит в руках буклеты с рекламой спецкурсов, присматривается к преподавателям. Там – культ самостоятельности. У нас – наоборот. Рынок это понял и отреагировал. Так что теперь выгодно иметь синенькую корочку хорошиста. И чтоб с лихой тройкой по непрофильной философии. Потому что у потенциального босса в дипломе – такая же.