Образование — слуга двух господ: экономики и социалки. Когда их интересы совпадают, отрасль процветает. Отсутствие консенсуса чревато проблемами, а расхождение интересов до степени взаимоисключающих — кризисом. Нечто в этом роде и плющит нашу высшую школу.
За последнее десятилетие высшее образование стало у нас почти всеобщим, в то время как высшее образование за рубежом остаётся уделом для избранных. Нынче в вузы поступает не 20% школьного выпуска, как встарь, а 80%. Но радоваться тут нечему, уверяют в Минобрнауки: всем от этого только хуже. Экономика страдает от перепроизводства дипломированных специалистов, в то время как реально нуждается в высококвалифицированных рабочих и техниках. Качество высшего образования падает, ведь вузы, по словам главы ведомства Андрея Фурсенко, заполоняют студенты, которые “не могут и не хотят учиться”. В итоге выпускники не могут трудоустроиться. А работодатели — найти нужных специалистов. И все из-за стойкого нежелания нашего человека пополнять рабочий класс: воспитание не то. А точнее — стереотип успешности, немыслимой в России без диплома о высшем образовании.
Биться с национальной идеей в лобовую — дело бесперспективное: социальная психология — не ЕГЭ и приказами сверху не регулируется. Но вечно жертвовать интересами экономики тоже нельзя. Да и проблем в высшей школе за голодные 90-е годы накопилось немало. Требовалось комплексное решение. И его нашли: переход на уровневую систему образования. Проще говоря, отказ от традиционного 5—6-летнего обучения специалистов в пользу 4-летнего бакалавриата. А еще проще — выпуск кадров с высшим образованием для рабочих мест, предполагающих качественное среднее. По принципу: и волки сыты, и овцы целы. Казалось, баланс интересов социалки и экономики в отечественном образовании наконец найден. А с ним и шанс на модернизацию: переход от немецкой (гумбольдской) модели образования XVIII века к англо-американской XXI века. Но вышло по-другому.
По расчетам специалистов, в 2011 году кризис выдохнется. И потихоньку начнется подъем. Это — самое время вспомнить об интересах экономики в образовании. И алгоритм действий властей уже известен: поддержка лидеров через конкурсы и программы развития. В образовании, уточняют в Минобрнауки, “должно быть базовое финансирование, в достаточной степени стабильное. Но при этом должны быть достаточно большие средства по программам развития, которые на конкурсной основе должны получать лучшие”. В частности, на следующие три года, сообщил Фурсенко, “мы увеличили финансирование вузовского образования более чем на 30 млрд. рублей в год (около 10%)”. Но все “это финансирование будет направлено на улучшение исследовательских программ и инфраструктуры ведущих российских университетов”. Они и будут давать настоящее, качественное высшее образование. В остальных вузах пойдет массовое внедрение бакалавриата, включая технический.
Позволит ли это достичь баланса интересов экономики и социалки в образовании — большой вопрос. Во-первых, потому что к такому повороту не готова сама экономика: работодатели как не жаловали бакалавров, так и не жалуют, за исключением выпускников нескольких брендовых вузов. Во-вторых, потому что не факт, что вузы, до сих пор готовившие плохих специалистов, вдруг примутся готовить хороших бакалавров. В-третьих, потому что демографический кризис продолжается. А значит, все упомянутые министром тусовщики из вузов никуда не денутся.
Московский Комсомолец